О восприятии и выявлении псевдо-интеллектуальной чуши

Хотя чушь присутствует повсюду в нашей повседневной жизни и привлекает внимание философов, ее восприятие (критическое или наивное) еще не становилось, по нашим сведениям, предметом эмпирического анализа. В данном исследовании мы сосредоточились на псевдоинтеллектуальной чуши, состоящей из впечатляющих на первый взгляд утверждений, которые представляются как истинные и осмысленные, но на деле бессодержательны. Мы показали участникам высказывания, состоящие из красивых слов, случайным образом сложенных в синтаксические фигуры, не имеющие различимого смысла (например, «Целостность успокаивает бесчисленные феномены»). Во многих проведенных опытах склонность оценивать чушь как глубокомысленные утверждения ассоциировалась с множеством концептуально связанных переменных (например, интуитивный стиль мышления, вера в сверхъестественное). Параллельные ассоциации были менее очевидны в оценках глубокомысленности более привычных изречений (например, «мокрому дождь не страшен») и обыденных высказываний (например, «новорожденные нуждаются в постоянном внимании»). Эти результаты служат подтверждением идеи о том, что некоторые люди более восприимчивы к этому типу чуши, и что ее обнаружение заключается не столько в неразборчивом скептицизме, но скорее в различении обманчивой расплывчатости во впечатляюще звучащих утверждениях. Наши результаты также показывают, что склонность воспринимать утверждения как истинные может быть важным компонентом восприимчивости к псевдоинтеллектуальной чуши.
Гостья из будущего-1

Постъядерный мир “Гостьи из будущего”

Представьте себя в 1912-ом. Спокойный, комфортабельный мир... Смогли бы вы сообщить этим людям что ближайшие полвека их не ждет НИЧЕГО хорошего - лишь войны, кровь и смерть? Они судят о нашем мире по вам - такому умному, интеллигентному, по Высоцкому - которого они услышали только от вас... И быть может они в свою очередь будут поражаться вашей внутренней свободе... Не задумываясь, как и какой ценой вы к ней пришли. Так что вы им расскажете? Мы прошли четверть пути - и мы по уши в грязи, и выхода не видно - могла ли Алиса рассказывать им об этом? Стоило например рассказывать про взрывы в Москве? - а ведь это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник не попавший. Стоило ли рассказывать Коле Герасимову - что он-то никогда больше не увидит Будущего - потому что погибнет в 90х - и так, что об этом даже и писать не захотят. И это только начало. Попробуем, понять, как наш мир стал миром Алисы. Я утверждаю, что мир Алисы - это мир после Третьей Мировой Войны.

Новгородская Русь по берестяным грамотам

Насколько я понимаю, мне предстоит в общих чертах рассказать вам, что это у нас за занятие – раскопки берестяных грамот и что мы из них извлекаем. Сейчас это не такая неизвестная тема, достаточно много об этом написано и в научных журналах, и в популярных, так что я не буду изображать это как нечто сенсационно новое. Сенсация была 50 лет назад, когда в 1951 г. нашли в Новгороде первую берестяную грамоту, первое письмо, написанное много столетий назад и сохранившееся на куске березовой коры, бересте. Первая находка была почти случайной, потому что никто, по правде сказать, не ожидал, что когда-нибудь это будет найдено. Хотя глухие слухи о том, что в древности писали на бересте, кое-где в старых документах проскальзывали, никто не верил, что когда-нибудь удастся это увидеть и прочесть, потому что, конечно, считали, что написано, как все остальное, чернилами. Ну, а если документ, написанный чернилами, попадает в землю, лежит там несколько сот лет, то можно не сомневаться, что все чернила растворятся, и ничего не останется. Сюрприз состоял в том, что первая грамота оказалась написана не чернилами, она оказалась процарапана острым предметом. И, таким образом, если сама береста сохраняется, то столь же хорошо сохраняется и текст на ней – такая замечательная особенность прочерченного, а не написанного чернилами. Потом археологами было найдено очень много инструментов, которыми эти буквы наносились. Это то, что в античной традиции называлось “стилос” и то, что в Древней Руси, как мы теперь знаем, называлось “писало”. Это такая палочка, как правило, металлическая или костяная, с одним острым концом и лопаточкой на другом конце. Форма – совершенно классическая, идущая из Греции и Рима, где она была придумана для того, чтобы писать по воску: острым концом писать, а лопаточкой на противоположном конце затирать воск, когда уже все прочитано и можно написать что-нибудь следующее. На бересте, конечно, ничего затирать невозможно, но, тем не менее, форма сохранялась традиционной именно эта.
Свобода

3 средства от беспомощности

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи. Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала. Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.
Предки

Разведопрос: Станислав Дробышевский о прелестях первобытного бытия

Многим людям кажется, что когда-то жилось хорошо. Вообще есть 2 точки зрения, диаметральные обычно, на прошлое. Одни считают, что когда-то был золотой век, и вот там рвали фрукты, значит, с веточки, свежим всем питались, и всё было замечательно. А вторая версия, наоборот, такая мрачная обычно бывает, что все ходили прямо уделанные сверху донизу, мрачные, грязные, вонючие, с бородой до земли, и женщины в том числе, и был полный мрак. Но, как всегда бывает, реальность примерно посередине, на самом деле. И что замечательно – мы про это много знаем вообще-то. Т.е. в настоящее время и антропология, и археология, и всякие другие науки накопили огромное количество данных, так что мы более-менее представляем, как оно было. Есть несколько способов вообще узнать. Есть такой простой, но не очень надёжный – посмотреть, как живут современные охотники-собиратели. Т.е. поехать куда-нибудь в Папуа Новую Гвинею, к пигмеям в Африку, к индейцам в Америку, и посмотреть, как там. Ну или почитать записи Кука, какого-нибудь Крузенштерна, ещё кого-нибудь, кто описывал первобытные народы в 18, скажем, веке, в 19, или раньше.
Швейцары воюют

Операция «Швейцарский сыр» (18+)

Действующие лица: Швейцария — государство с 25 танками. Германия — государство с 4000 танков. Италия — союзник Германии. Франция, Британия, США — враги Германии. Исландия — без неё никак. Акт первый. 1939 год. Начало Второй мировой войны. Франция (наблюдая в бинокль за разделом Польши). Однако. Эй, Британия! Британия. Ась? Франция (следя за Германией в бинокль). Германия захватила Австрию… Ой! И Данию… И Норвегию… (водя биноклем) Блядь! Союз, а ты хули там творишь? СССР (пытаясь захватить Финляндию). Ничего, ничего… (удивлённо) Ой, она дерётся! Да я тебя… Франция (в сторону). Британия, ты это ви… (оборачиваясь) Британия! Британия (оккупируя Исландию, Гренландию и Фареры). ...
Знайка и Звёздочкин

Карел Чапек. Двенадцать приемов литературной полемики или Пособие по газетным дискуссиям

Это краткое руководство рассчитано не на участников полемики, а на читателей, чтобы они могли хотя бы приблизительно ориентироваться в приемах полемической борьбы. Я говорю о приемах, но никак не о правилах, потому что в газетной полемике в отличие от всех других видов борьбы - поединков, дуэлей, драк, побоищ, схваток, матчей, турниров и вообще состязаний в мужской силе, нет никаких правил - по крайней мере у нас.
Рабы

О рабстве

Начнём с того, что раб в общественной системе человеком не является, он является имуществом. Раб– это человек-товар, его можно купить, продать, подарить. В принципе, его можно сломать. В римских трудах, посвящённых рабовладению, которые содраны с карфагенских более ранних трудов, рабы упоминаются как орудия говорящие, т.е. идут наравне с сельхозинвентарём и скотиной. Т.е. раб – это в первую очередь товар, это имущество. В этом основная, ключевая особенность раба – т.е. если человека можно купить, продать, то он является рабом.
Гватемала

Гватемала-Сити. Зона зверя

В столице Гватемалы есть так называемая Зона 3. Местные жители называют её Майна (шахта). Это граничащий со старым городским кладбищем гигантский овраг, в который каждый день сваливают тонны мусора. Сюда стекаются тысячи людей, которые зарабатывают на жизнь сортировкой отходов: ведь металл, картон, стекло можно продать перекупщикам. Редкие счастливчики находят монеты и даже серебро или золото. Но и риск велик – то могильная плита упадёт на людей, то оползень увлечёт вниз несколько человек. Никто не будет искать их тела – кажется, что они просто растворяются в этой агрессивной среде…

Пятая информационная революция

Первая информационная революция началась примерно 40 тысяч лет назад. До этого момента предки человека эволюционировали довольно неспешным темпом как минимум несколько миллионов лет. Однако в период позднего палеолита (начался примерно 40 тысяч лет назад — закончился примерно 10 тысяч лет назад) происходит ряд важнейших процессов, укладывающихся в достаточно короткий по археологическим меркам период