Как был придуман обратный отсчёт

В наше время, ни один космический старт не обходится без обратного отсчёта. Эти простые цифры от десяти до нуля, произнесенные монотонным голосом, служат той самой отправной точкой, которая настраивает многие десятки, а то и сотни людей на предстартовый лад и концентрирует их внимание на одной единственной цели – запуске космического корабля.

Обратный отсчёт, это рубеж, граница, несколько секунд во время которых ещё можно всё отменить, и в то же время, по мере их приближения к нулю, точка невозврата.

Однако мало кто задумывается над простым вопросом, откуда появился обратный отсчёт? Как он был придуман? Самым логичным ответом была бы дата 12 апреля 1961 года, день когда полетел в космос первый человек – Юрий Гагарин. Однако, это не так.

Фриц Ланг

В далёком, 1929 году, знаменитый немецкий кинорежиссёр Фриц Ланг, автор таких известных кинокартин как «Метрополис» и «Нибелунги», снял первый в истории кинематографа по настоящему масштабный научно-фантастический блокбастер «Женщина на Луне».

Первая афиша фильма “Женщина на Луне”

Несмотря на то, что данная картина относится к эре дозвукового кино, посмотреть её безусловно стоит всем, кто интересуется фантастикой и масштабными съёмками. Тем более, что не так давно фильм был полностью отреставрирован и его можно увидеть в полном варианте, без купюр и сокращений.

Теа фон Харбоу в фильме “Метрополис”

В основу сценария фильма лёг одноимённый фантастический роман талантливой немецкой актрисы, писательницы и сценаристки, по совместительству супруги режиссёра – Теа Габриэлы фон Харбоу. Она же кстати, в своё время написала сценарии для «Метрополиса» и «Нибелунгов».

Фильм интересен не только захватывающим приключенческим сюжетом и масштабными съёмками. В картине впервые были достоверно показаны предстартовая подготовка, взлёт, перегрузки, отделение первой ступени, невесомость, маневрирование корабля в пространстве, торможение двигателями при посадке и многое другое.

Многие сцены картины, намного опередили своё время и выглядят словно кадры из будущего. Например, космодром, с которого стартует ракета, до боли напоминает современные космические площадки. Также в мельчайших подробностях запечатлены такие этапы предстартовой подготовки, как вывод корабля из ангара, заправка его топливом, стартовые мачты, посадка экипажа в корабль при помощи специального лифта и многое другое.

Но самым примечательным является эпизод, который придумал режиссёр для нагнетания драматизма и придания сцене взлёта корабля максимального напряжения. Этим инновационным ходом стал предстартовый обратный отсчёт, показанный именно в том виде, в каком мы можем наблюдать его сейчас.

Старт лунной ракеты в фильме «Женщина на Луне» (отрывок из фильма)
Так как же этот эпизод получил дальнейшую жизнь и стал использоваться всеми центрами управления ракетными пусками? Всему виной главный технический и научный консультант картины, выдающийся немецкий инженер и энтузиаст ракетостроения – Герман Оберт. Познакомил Оберта с Лангом ещё один энтузиаст и активный популяризатор ракетных космических перелетов, писатель Вили Лей. Он в свою очередь состоял вместе с Обертом в научно-популярном «Обществе межпланетных сообщений», организации, объединяющей инженеров, писателей и энтузиастов ракетостроения, межпланетных перелётов и популяризаторов научных исследований в данной области.
Герман Оберт
Вили Лей не только привёл Оберта на съёмочную площадку фильма, он также предложил создателям картины интересный маркетинговый ход – выделить изобретателю определённую сумму денег для постройки настоящей ракеты. Старт этой ракеты должен был привлечь дополнительное внимание публики к новой фантастической картине. Идея настолько понравилась рекламному отделу киностудии «УФА», что они отпустили изобретателю целых пять тысяч марок. А воодушевлённый Ланг добавил от себя ещё пять тысяч. Таким образом, у Оберта в руках оказалось целых десять тысяч марок, достаточно крупная по тем временам сумма. И он блестяще справился с поставленной задачей.

И наконец, самое интересное во всей этой истории, это молодой семнадцатилетний ассистент Германа Оберта, принимавший участие в работе над фильмом. Звали ассистента – Вернер фон Браун. Именно он, спустя годы войдёт в историю как создатель всей ракетной программы Третьего Рейха и в частности первой баллистической ракеты ФАУ – 2.

По окончании войны Вернер фон Браун создаст всю ракетно-космическую программу США, включая самую мощную в мире лунную ракету «Сатурн 5». А обратный отсчёт, придуманный для фильма, естественно и органично впишется в предстартовую подготовку, как самая удобная форма управления стартом.

Создатель американской космической программы Вернер фон Браун у себя в кабинете (снимок из архива НАСА)

Таким образом, когда вы слышите или видите перед стартом цифры 10… 9… 8… 7… знайте, что этому изобретению наука обязана немецким кинематографистам 20-х годов.

Посадка лунной ракеты в фильме «Женщина на Луне» (отрывок из фильма)

И ещё несколько интересных фактов, связаных с фильмом “Женщина на Луне”:
Чёрно-белая «шахматная» раскраска ракет ФАУ и американских космических ракет была позаимствована из фильма «Женщина на луне».
На первой немецкой ракете «ФАУ 2» была изображёна женщина на Луне (дань уважения Вернера фон Брауна своему учителю Герману Оберту и Фрицу Лангу).
Первый в истории человечества снимок Земли из космоса был сделан в 1944 году с помощью фотокамеры, закрепленной на ракете «ФАУ 2». Ракета вертикально поднялась на высоту 188 км и вышла на суборбитальную траекторию.
Фильм «Женщина на Луне» признан NASA одним из самых достоверных фильмов о космических перелётах докосмической эры.

Источник

Комментарии

wpDiscuz